Инструкция по установке турбокомпрессора МАЗ
Инструкция по установке турбины
Работы начните с установки причин отказа оригинального турбокомпрессора.
Запрещается применять любые герметики при монтаже масляных магистралей, как подачи, так и слива масла. Куски и обрывки герметика выводят турбину из строя.
Исключите попадание песка и пыли в масло подающую и масло сливную магистраль. Песок из турбины не вымывается. Он измельчается, оставаясь в подшипниках скольжения.
Соблюдайте правила пожарной безопасности.
Помните: несоблюдение правил установки турбокомпрессора ведет к его поломке!
Воздушный фильтр:
- проверьте герметичность коробки и крепления крышки воздушного фильтра;
- почистите коробку фильтра и заборный патрубок;
- промойте воздушные патрубки от фильтра к турбине, от турбины к всасывающему коллектору двигателя и коллектор двигателя от пыли и налипшего песка
Турбокомпрессор:
- Приведите ротор турбины в движение пальцами и запомните, с каким усилием он вращается. При последующих работах периодически прокручивайте ротор, сравнивая усилие вращения.
- Промойте струей бензина масло подающую магистраль перед соединением с турбиной.
- Перед монтажом маслоподающего шланга залейте в турбину масло, пользуясь шприцом и прокручивая ротор рукой.
- Не затягивайте основательно маслоподающий шланг, чтобы получить визуальное подтверждение наличия подачи масла.
- Убедитесь в том, что есть свободный слив масла в поддон картера, продувкой магистрали.
- Прикрутите все патрубки от фильтра к турбине, кроме воздуховодного для того, чтобы можно было контролировать вращение ротора визуально.
- Запустите двигатель на 10-20 секунд. Контролируйте появление масла из незатянутого до конца стыка маслоподающего шланга.
- Проверьте усилие вращения ротора турбины.
- Если масло не появилось, повторите два предыдущих пункта два-три раза до появления масла.
- Затяните маслоподающий шланг, заведите двигатель на одну минуту.
- Проверьте, как крутится ротор турбины рукой.
- Если нет изменений усилия вращения ротора, наденьте воздуховодный патрубок от фильтра к турбине, затяните и проверьте крепление хомутов, запустите двигатель, прогрейте двигатель на холостом ходу, проверьте работу турбины на различных режимах двигателя.
При появлении посторонних звуков, исходящих от турбины (вой, свист и т.д.) на различных оборотах двигателя, а также при появлении масла в воздуховодных патрубках немедленно заглушите двигатель и обратитесь к специалистам.
Не принимайте никаких действий по разборке турбины.
Памятка водителю по эксплуатации турбокомпрессора
- Замените старое масло - как более густое по вязкости оно поступает в турбокомпрессор со значительной задержкой по времени после пуска двигателя. В старом масле исчерпаны смазочные свойства, оно засоряется смолами, которые, осаждаясь в масляном фильтре и подводящем трубопроводе, резко снижают пропускную способность масляной магистрали. Масло с низкими смазывающими свойствами не держит масляную пленку на поверхностях скольжения, вызывает полусухое трение, истирание и перегрев деталей.
- Обязательно проверьте состояние масляного фильтра перед установкой турбокомпрессора на двигатель.Масляный фильтр должен при фильтрации обеспечивать тонкую очистку масла от металлических частиц, кварцевых пылинок и других загрязнений. Неисправный фильтр не обеспечивает задержку абразивных примесей, которые интенсивно изнашивают подшипниковый узел, попадая с маслом в зоны трения, увеличивают люфт ротора, что приводит к отказу турбокомпрессора.
- Прогревайте двигатель на холостых оборотах и не допускайте работы под нагрузкой во время прогрева после пуска. В дизелях существует время задержки подачи масла к подшипнику при пусках из-за гидравлического сопротивления густого масла в маслоподводящем трубопроводе, поэтому первое время турбокомпрессор работает на оставшемся в нем масле. Циркуляция через турбокомпрессор прогретого масла обеспечивает смазку и теплоотвод без перегрева ротора. Пылевидные загрязнения в густом масле распределяются по всему объему и поэтому могут беспрепятственно проходить через фильтрующий элемент, в то время как в жидком разогретом масле эти частицы осаждаются в основном до поступления к фильтру очистки масла. Несоблюдение режима прогрева приводит к работе турбокомпрессора под нагрузкой с недостатком смазки, вызывая полусухое трение, механический износ с увеличением осевого люфта и перегрев вала ротора.
- Переходите на холостой режим работы за 5 минут перед остановкой двигателя. После резкой остановки прекращается циркуляция масла, происходит резкое повышение его температуры в турбокомпрессоре, что приводит к закоксовыванию уплотнительных колец, ограничению их подвижности и протечкам масла в турбинную ступень. При неблагоприятных условиях возможен перегрев вала ротора.
- Используйте только исправный воздушный фильтр. Отсутствие фильтра не препятствует попаданию в колесо компрессора посторонних предметоов, приводящих к поломкам турбокомпрессора и двигателя, или пыли, вызывающей абразивную эрозию колеса компрессора. Засоренность или непроходимость воздушного фильтра создает разрежение при всасывании и неизбежное выдавливание масла из турбокомпрессора во впускной коллектор двигателя.
Категорически запрещается:
- использование герметиков при установке турбокомпрессора;
- использование промывок и присадок к маслу двигателя;
- Установка турбокомпрессора на неисправный двигатель.