Крестовина карданного вала МАЗ
Крестовина карданного вала МАЗ основной и самый важный элемент данного узла. Прочный стальной шарнир крестообразной формы обеспечивает передачу крутящего момента от коробки передач на редукторы ведущих мостов грузовика. Максимальное значение крутящего момента 10 000 H*м. Движение шарнира обеспечивается за счет игольчатых подшипников, находящихся на шипах крестовины. Тип крепления крестовины к кардану пластина.
Особенности конструкции
Деталь изготавливается из высокопрочной закаленной конструкционной углеродистой стали (твердость закалки HRC 58-64). Имеет долгий срок службы (до 300-500 тыс. км пробега). Для сохранения ресурса работы достаточно своевременного прохождения ТО и периодического обслуживания с использованием смазки. Высокую надежность конструкции обеспечивает качество материала и ее простота. В ряду элементов:
- собственно крестовина с 4 шипами;
- игольчатые подшипники;
- пыльник;
- уплотнения;
- стопорное кольцо.
Иглоподшипники располагаются в отверстиях карданных вилок. Их герметизацию и защиту от влаги и грязи обеспечивают уплотнения, устанавливаемые на обойму или шип, пластиковые или эластомерные кольца и манжеты. Смазку в деталях удерживает пыльник. Фиксация стаканов подшипников в отверстиях вилок и фланцев может обеспечиваться за счет:
- внутренних и внешних стопорных колец;
- прижимных крышек;
- планок;
- кернения (зачеканивания).
Все указанные способы закрепления стаканов в равной степени обладают высокой надежностью, однако многие специалисты считают, что наибольшее удобство в случае демонтажа крестовины обеспечивают прижимные планки.
На что следует обращать внимание
Качество уплотнителей. Обработка их поверхности должна иметь определенный показатель шероховатость не выше 1,25 мкм. Неправильное расположение манжет, грубая обработка понижают их эффективность, нарушают герметичность подшипника, следствием чего может стать ускоренный износ крестовины карданного вала МАЗ, выход ее из строя и поломка кардана. Наиболее эффективными уплотнителями считаются эластомерные кольца. Во избежание проблем с поломками рекомендуется использовать комбинированные варианты уплотнения лабиринтное торцевое, осевую и торцевую манжеты.
- Шипы. При их износе необходим ремонт крестовины. Однако если между торцами элементов расстояние становится больше или меньше допустимого (соответственно, 126,91 мм или 127,05), деталь подлежит только замене. Если шипы возможно отремонтировать, это выполняется с помощью наплавки и шлифовки.
- Самое тщательное внимание следует уделять карданному валу. Затяжка крепления крышек игольчатых подшипников должна быть максимально плотной. В противном случае между крестовиной и донышком подшипника может критично увеличиться люфт, приводящий к повышенным нагрузкам и ускоренному износу детали. Также следует обращать внимание на шейки подшипников — их износ не должен быть менее 33,58 мм.
- Также необходимо периодически проверять состояние предохранительного клапана. Для профилактики перед смазкой запчасть нужно очистить, поскольку при наличии подтеков грязи и смазки крестовина также может постепенно разрушаться.
После ремонта и/или замены соответствующих деталей крестовину необходимо проверить. Полностью восстановленная деталь должна легко, без заеданий проворачиваться в иглоподшипниках.

