Крестовина карданного вала МАЗ
Крестовина карданного вала МАЗ — основной и самый важный элемент данного узла. Прочный стальной шарнир крестообразной формы обеспечивает передачу крутящего момента от коробки передач на редукторы ведущих мостов грузовика. Максимальное значение крутящего момента — 10 000 H*м. Движение шарнира обеспечивается за счет игольчатых подшипников, находящихся на шипах крестовины. Тип крепления крестовины к кардану — пластина.
Особенности конструкции
Деталь изготавливается из высокопрочной закаленной конструкционной углеродистой стали (твердость закалки HRC 58-64). Имеет долгий срок службы (до 300-500 тыс. км пробега). Для сохранения ресурса работы достаточно своевременного прохождения ТО и периодического обслуживания с использованием смазки. Высокую надежность конструкции обеспечивает качество материала и ее простота. В ряду элементов:
- собственно крестовина с 4 шипами;
- игольчатые подшипники;
- пыльник;
- уплотнения;
- стопорное кольцо.
Иглоподшипники располагаются в отверстиях карданных вилок. Их герметизацию и защиту от влаги и грязи обеспечивают уплотнения, устанавливаемые на обойму или шип, — пластиковые или эластомерные кольца и манжеты. Смазку в деталях удерживает пыльник. Фиксация стаканов подшипников в отверстиях вилок и фланцев может обеспечиваться за счет:
- внутренних и внешних стопорных колец;
- прижимных крышек;
- планок;
- кернения (зачеканивания).
Все указанные способы закрепления стаканов в равной степени обладают высокой надежностью, однако многие специалисты считают, что наибольшее удобство в случае демонтажа крестовины обеспечивают прижимные планки.
На что следует обращать внимание
Качество уплотнителей. Обработка их поверхности должна иметь определенный показатель — шероховатость не выше 1,25 мкм. Неправильное расположение манжет, грубая обработка понижают их эффективность, нарушают герметичность подшипника, следствием чего может стать ускоренный износ крестовины карданного вала МАЗ, выход ее из строя и поломка кардана. Наиболее эффективными уплотнителями считаются эластомерные кольца. Во избежание проблем с поломками рекомендуется использовать комбинированные варианты уплотнения — лабиринтное торцевое, осевую и торцевую манжеты,.
- Шипы. При их износе необходим ремонт крестовины. Однако если между торцами элементов расстояние становится больше или меньше допустимого (соответственно, >126,91 мм или <127,05), деталь подлежит только замене. Если шипы возможно отремонтировать, это выполняется с помощью наплавки и шлифовки.
- Самое тщательное внимание следует уделять карданному валу. Затяжка крепления крышек игольчатых подшипников должна быть максимально плотной. В противном случае между крестовиной и донышком подшипника может критично увеличиться люфт, приводящий к повышенным нагрузкам и ускоренному износу детали. Также следует обращать внимание на шейки подшипников — их износ не должен быть менее 33,58 мм.
- Также необходимо периодически проверять состояние предохранительного клапана. Для профилактики перед смазкой запчасть нужно очистить, поскольку при наличии подтеков грязи и смазки крестовина также может постепенно разрушаться.
После ремонта и/или замены соответствующих деталей крестовину необходимо проверить. Полностью восстановленная деталь должна легко, без заеданий проворачиваться в иглоподшипниках.